Ўзбекистон Республикаси Ички ишлар вазирлиги ҳузуридаги Тергов департаменти
Следственный Департамент при Министерстве Внутренних дел Республики Узбекистан

Делегации МВД Республики Узбекистан посетил в Республику Казахстан

В соответствии с двухсторонним соглашением Министерств внутренних дел Республики Узбекистана и Казахстана представителями МВД Республики Узбекистан с 31 мая по 3 июня 2018 года был изучен опыт правоохранительной деятельности Министерства внутренних дел  Республики Казахстан(далее – МВД РК) с целью дальнейшего внедрения передовых опытов  в деятельность органов внутренних дел Республики Узбекистан.

В соответствии с двухсторонним соглашением Министерств внутренних дел Республики Узбекистана и Казахстана представителями МВД Республики Узбекистан с 31 мая по 3 июня 2018 года был изучен опыт правоохранительной деятельности Министерства внутренних дел  Республики Казахстан(далее – МВД РК) с целью дальнейшего внедрения передовых опытов  в деятельность органов внутренних дел Республики Узбекистан.

Министерство внутренних дел Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, пожарной безопасности, обеспечения функционирования и дальнейшего развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации предупреждения и тушения пожаров

 

Задачи органов внутренних дел - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств, защита населения, объектов и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие системы гражданской обороны страны.

Задачами органов внутренних дел являются:

  • профилактика правонарушений;
  • охрана общественного порядка;
  • борьба с преступностью;
  • исполнение уголовных наказаний и административных взысканий;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечение пожарной безопасности, а также определение основных задач, организационных принципов построения и функционирования гражданской обороны Республики Казахстан.

 О реформах проведенных в структуре МВД и правоохранительной системы РК.

Правоохранительная система Казахстана в течение 25 лет претерпела ряд существенных структурных и функциональных изменений.

Вся система уголовно-правовой статистики в Казахстане находится (с 1997г.) в ведении Генеральной прокуратуры, в составе которой имеется Комитет по правовой статистике и специальным учётам.

Комитет не только регистрирует уголовные дела, формирует статистику, но и осуществляет контроль за учётно-регистрационной дисциплиной, ведет специальные учеты ранее судимых, дактоучёт осужденных лиц и другие (около 20 видов учета).

В МВД же имеется небольшая информационно-аналитическая служба для ведения ведомственной отчётности.

Система судебных экспертиз в Казахстане с середины  90-х годов находится в ведении органов юстиции. Возглавляет эту систему Центр судебной экспертизы Министерства юстиции.

За счёт внутренних резервов в течение ряда лет создана и к настоящему времени заметно укреплена оперативно-криминалистическая служба, подразделения которой имеются в каждом горрайоргане.

В настоящее время специалисты-криминалисты МВД не только участвуют в осмотре мест происшествия, но и проводят определенные законодательством дактилоскопические исследования, трасологические, баллистические, почерковедческие, портретные экспертизы, экспертизы документов и холодного оружия.

Заключения исследований специалистов признаются судами в качестве доказательств.

Подавляющее большинство подразделений этой службы сейчас оснащены необходимой криминалистической техникой.

Создана и развивается сеть криминалистических лабораторий (16 баллистических,
14 одорологических, 3 геномных,1 физико-химическая).

 

В 2011 году в МВД из органов юстиции (после 10 лет!) возвращена уголовно-исполнительная система, что было обусловлено необходимостью принятия мер по стабилизации криминальной ситуации и наведения должного порядка в исправительных учреждениях.

Кроме того, из ведения Министерства юстиции возвращены функции документирования и регистрации населения.

В сфере миграции за МВД сохранилась также функция противодействия незаконной миграции, учёт и регистрация иностранцев и лиц без гражданства, проблемы беженцев.

В МВД создан Комитет миграционной службы, компетенция которого стала намного шире ранее действовавшего департамента.

Все вопросы, связанные с противодействием наркомании и наркобизнесу, возложены на систему МВД.

В целях исключения дублирования в единую службу были объединены подразделения дорожной и патрульной полиции, для решения задач, как по охране общественного порядка, так и по обеспечению дорожной безопасности.

В рамках проводимой реформы системы государственного управления в 2014 году в МВД переданы функции и полномочия МЧС (за исключением функций и полномочий в области промышленной безопасности, формирования и развития государственного материального резерва). В этой связи в структуре МВД создан Комитет по чрезвычайным ситуациям.

С 2016 года функционирует местная полицейская служба, основная цель создания службы – повышение уровня доверия населения ко всей системе МВД.

На местную полицию возложены задачи по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению дорожной безопасности.

В состав службы вошли подразделения участковых инспекторов, дорожно-патрульной, ювенальной, природоохранной полиции, по защите женщин от насилия, приемники-распределители и специальные приемники.

Эта служба функционирует в условиях двойного подчинения: по горизонтали – местным представительным и исполнительным органам региона (маслихаты, акиматы), по вертикали – Министерству внутренних дел.

Рабочий визит делегации МВД Республики Узбекистан в Республику Казахстан осуществлялось в строгом соответствии с программой визита.

В первый рабочий день визита участники делегации встретились с делегацией МВД Республики Казахстан во главе заместителем председателя Комитета административной полиции МВД РК полковника полиции Байболова Максата Кайдошевича.

Стороны обсудили актуальные вопросы и поделились практическими подходами в различных сферах правоохранительной деятельности. В частности, были обсуждены состояние дел сотрудничества по вопросам безопасности, деятельности профилактики  правонарушений, работы следственных подразделений, организационно-аналитической работы и контроля, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.  

В период пребывания в РК в рамках программы визита участники делегации осмотрели здание МВД РК, а также ознакомились с работой Центра оперативного управления, специализированного центра обслуживания населения, центра миграционных услуг, Управление внутренних дел района Алматы, опорного пункта полициии других подразделений республиканского ведомства. Также для делегации организована обзорная экскурсия по столице с посещением павильона«Нур-Алем ЕХРО-2017» и других местных достопримечательностей.

Узбекской делегацией в рамках Программы визита изучен опыт правоохранительной деятельности МВД РК:

В сфере деятельности профилактика правонарушений:

Критерии оценки деятельности УИП.

Организация работы по профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Использование в профилактике правонарушений информационных технологий.

По работе организации деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

О деятельности общественных формирований правоохранительной направленности.

В сфере работы по борьбе с попрошайничеством.

В сфере внедрения и использования систем видеонаблюдения.

Работа  по системам фиксации нарушений правил дорожного движения.

в сфере работы следственного департамента и внедрения новой модели уголовного судопроизводства.

Следственный департамент является структурным подразделением МВД РК, обеспечивающим расследование, выявление и раскрытие преступлений в органах внутренних дел и осуществляющим координацию подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений.

Следственный департамент состоит из:

1) Руководства;

2) Управления аналитической работы предварительного следствия;

3) Управления зонального контроля предварительного следствия;

4) Организационно-методического управления;

5) Управления организации работы дознания;

6) Управления расследования и зонального контроля по г. Алматы и Алматинской области;

7) Управления по расследованию особо опасных преступлений против личности;

8) Управления по расследованию особо тяжких преступлений против собственности;

9) Военно-следственного управления.

Основной задачей следственного департамента является организационно-методологическое руководство и зональный контроль подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений, в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности органов внутренних дел.

Деятельность подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений органов внутренних дел МВД РК осуществляется согласно приказа МВД РК от 16 марта
2015 года за № 220 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений органов внутренних дел Республики Казахстан»

Уголовное преследование производится подразделениями следствия, дознания и военно-следственных подразделениями по уголовным правонарушениям.

Систему подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений образуют: Следственный департамент в центральном аппарате МВД РК и территориальные ОВД, в которых образуются управления (региональные управления), отделы, отделения, группы.

Ведомственный контроль за ходом расследования уголовных дел осуществляет:

в центральном аппарате и территориальных ОВД - заместитель министра внутренних дел, курирующий следствие, начальник СД и его заместители, начальники управлений СД и их заместители;

в Департаментах внутренних дел областей, городов республиканского значения Астаны, Алматы, и на транспорте (далее - ДВД(Т), городских и районных управлениях (отделах), линейных отделах внутренних дел (далее - горрайлинорганы) - заместитель начальника ДВД(Т), курирующий следствие, начальники управления, отдела, отделения и их заместители;

в подразделениях собственной безопасности - заместитель начальника ДВД(Т), курирующий следствие;

в Региональных военно-следственных управлениях (далее - РВСУ), в отделах и группах (далее - отделы) - начальники РВСУ и их заместители.

Деятельность СД организуется по зональному и предметному принципу на основе оперативных и стратегических планов работы, в тесном взаимодействии с другими службами МВД.

СД возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Начальник СД имеет заместителей, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Начальник СД осуществляет общее руководство деятельностью Следственного департамента и контролирует выполнение возложенных задач и осуществление им своих функций.

Организация деятельности подразделений следствия в территориальных ОВД возлагается на Следственные управления ДВД(Т), а в представительстве МВД в городе Байконыр – непосредственно на руководителей представительства МВД.

Деятельность Следственного управления ДВД(Т) организуется по предметно-зональному принципу во взаимодействии с другими службами ДВД(Т) и соответствующими правоохранительными, контролирующими ведомствами, основанном на уголовно-процессуальном законодательстве, ведомственных нормативных актах, на принципах координации усилий в борьбе с преступностью.

Следственными управлениями ДВД(Т) на постоянной основе осуществляется сбор и накопление информации о состоянии преступности в регионах, ее динамика по категориям и видам уголовных правонарушений, для чего заводятся специальные папки по видам соответствующей информации. На основе анализа полученной информации ежемесячно составляются справки с выработкой мер по укреплению законности и правопорядка, достижения конкретного изменения в деятельности.

На основании комплексного анализа данных о состоянии борьбы с преступностью, результатов следственной работы, материалов инспектирования, проверок и другой информации, Следственными управлениями ДВД(Т) разрабатываются ежеквартальные планы. В соответствии с планами проводятся мероприятия, направленные на повышение качества следствия и уровня ведомственного контроля, обеспечивается своевременное принятие решений и практических мер по устранению недостатков в следственной работе.

Повышение профессионального мастерства следственных работников осуществляется по двум линиям: централизованное повышение квалификации следственных кадров, организуемое МВД, и обучение в системе служебной подготовки в ДВД(Т) по тематическому плану МВД.

Начальник Следственного управления обеспечивает своевременное и полное разрешение жалоб от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство.

Организация деятельности Управления дознания в Департаментах внутренних дел областей, городов республиканского значения Астаны, Алматы, и на транспорте

На Управление дознания ДВД(Т) (далее - Управление дознания) возлагается организационно-методическое обеспечение и проведение регулярного анализа деятельности по досудебному расследованию в форме дознания, протокольной форме и в порядке приказного производства.

На основании анализа данных о состоянии процессуальной деятельности подразделений дознания и служб, наделенных функциями по производству дознания, материалов инспектирования, проверок и другой информации, Управление дознания разрабатывает квартальные планы, проводит мероприятия, направленные на улучшение качества досудебного расследования и уровня процессуального контроля, своевременно принимает решения и практические меры по устранению недостатков в работе.

Управлением дознания осуществляется контроль по уголовным делам:

находящимся на контроле МВД, руководства ДВД(Т);

с продленными сроками досудебного расследования и содержания под стражей подозреваемых;

уголовные дела, расследованные в порядке приказного производства;

об уголовных правонарушениях, совершенных иностранцами и в отношении них;

о фактах дорожно-транспортных происшествий с гибелью двух и более лиц, с участием иностранных граждан, государственных служащих, сотрудников ОВД;

о пожарах с гибелью людей и причинением крупного ущерба;

об уголовных правонарушениях, получивших общественный резонанс.

Управление дознания по вопросам досудебного расследования взаимодействует с отраслевыми службами, другими государственными органами, в частности:

разрабатывает и согласовывает совместные мероприятия по расследованию уголовных правонарушений, укреплению законности, готовит проекты приказов, указаний, иных нормативных правовых актов, методические рекомендации, макеты уголовных дел, проводит в установленном порядке совместные совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам совершенствования уголовно-процессуальной деятельности;

обеспечивает эффективное взаимодействие подразделений дознания с другими службами, организует совместное обсуждение вопросов касательно качества досудебного расследования, исполнения отдельных поручений по уголовным делам, совместную с представителями заинтересованных служб проверку организации работы по установлению и розыску лиц, совершивших уголовные правонарушения, оказывает помощь в устранении выявленных недостатков.

Управление дознания регулярно проводит мероприятия по повышению профессионального мастерства дознавателей, обобщает и распространяет передовой опыт, совместно с кадровым аппаратом осуществляет подбор и расстановку сотрудников для работы в подразделениях дознания. При выездах в служебные командировки в горрайлинорганы, сотрудники Управления дознания проверяют работу в данном направлении, оказывают помощь в ее улучшении.

Организация деятельности работы Региональных военно-следственных управлений органов внутренних дел:

Организация работы Региональных военно-следственных управлений возлагается непосредственно на их руководителей.

Начальниками РВСУ и их заместителями на постоянной основе анализируются состояние преступности в регионах, ее динамика по категориям и видам уголовных правонарушений с выработкой мер по укреплению законности и правопорядка, издаются приказы и указания по организации деятельности РВСУ.

На основании комплексного анализа данных о состоянии преступности и результатов деятельности военно-следственных подразделений разрабатываются квартальные планы. В соответствии с ними проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности работы и соблюдению законности и правопорядка, достижения конкретного изменения в деятельности по устранению недостатков.

Оперативными сотрудниками групп, отделов РВСУ в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, осуществляется производство досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме.

Следователями РВСУ расследуются воинские уголовные правонарушения, уголовные правонарушения, подследственные органам внутренних дел, совершенные военнослужащими, гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений.

На следователя возлагается принятие мер к регистрации повода к началу досудебного расследования в Едином реестре досудебных расследований (далее - ЕРДР), принятие уголовного дела к своему производству, проведение осмотра места происшествия, подготовка согласованного плана следственных действий с установлением конкретных сроков выполнения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, поручений, указаний, и принятие законного процессуального решения.

Согласованный план охватывает все этапы расследования уголовного правонарушения и включает:

следственные и розыскные версии;

данные, подлежащие установлению для их проверки;

перечень следственных действий;

обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;

сроки и исполнителей.

План может изменяться и дополняться, инициатива его корректировки принадлежит как следователю, так оперативным сотрудникам.

Взаимодействие следователей с другими службами ОВД при расследовании уголовных правонарушений осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, на основе согласованного планирования, взаимного обмена информацией, четкого разграничения компетенции каждой службы, при организующей роли следователя.

В целях предупреждения уголовных правонарушений, следователь:

во всех случаях направляет информацию в административную полицию о подростках, подлежащих взятию на учет в установленном порядке;

участвует в проведении правовой пропаганды среди населения через средства массовой информации;

установив при производстве по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению уголовного правонарушения, вносит в соответствующие государственные органы, организации или лицам, исполняющим в них управленческие функции, представление о принятии мер по устранению этих обстоятельств или других нарушений закона.

Представления подлежат рассмотрению с уведомлением о принятых мерах в месячный срок.

При установлении в процессе следствия недостатков в служебной деятельности работников ОВД следователь направляет представление соответствующему начальнику.

Не допускается привлекать следователей и оперативных сотрудников военно-следственных подразделений к выполнению задач, не связанных с выполнением их должностных обязанностей.

Следователям и оперативным сотрудникам при исполнении ими служебных обязанностей, разрешается ношение гражданской одежды, табельного оружия и специальных средств.

Следственный департамент при МВД 

Text to speech