Инициатива ГУВД города Ташкента: Не сигналить без причины… Сможешь?
— Как же у вас шумно на дороге! — удивляются иностранцы, оказавшиеся тут впервые. А садясь за руль, делятся, что сосредоточиться в бесконечном потоке «бип-бип» очень нелегко.
Культурные особенности страны очень ярко проявляются в том, как водитель ведет себя за рулем. У нас – зачастую торопливо, агрессивно, вызывающее, неуважительно друг к другу. Самое удивительное, что этот факт доставляет дискомфорт многим водителям, они хотят исправить ситуацию, но…. что-то мешает. Отметим, что по причине жалоб на бесконечный звуковой ряд в городе был демонтирован целый ряд дорожных знаков, позволяющий пропустить всех и повернуть направо – для жителей близлежащих домов бесконечный звук стал самой настоящей пыткой. И это – лишь один из примеров, когда водители, лишний раз нажимая ладошкой на середину руля, в результате лишали себя комфорта.
В одной из Telegram-групп пишет участник под псевдонимом «NAVIGATOR»: «Я зимой в Ростов ездил. 5 дней там был. Ежедневно один чел меня туда-сюда возил по делам. На 3-й день мысль в голове какая-то засела, как будто чего-то не хватает. Не мог понять чего. И тут рядом машина просигналила. Я аж офигел. Оказывается я три дня звуков сигнала не слышал. Совсем».
Несколько участников подключаются к обсуждению, делясь своим опытом и наблюдениями с дорог в других странах и нашей: «не зря же у нас ищут сигналы марки победы, малибу, карнай-сурнай!», «Сестрёнка живёт в РФ, приезжала и тоже об этом говорила. Там, говорит, если просигналил без повода, можешь и в нос получить!». Другой подхватывает: «На светофоре стоим, зеленый загорелся уже. Впереди стоящий автомобиль тормоз жмет. Посигналь ему, говорю. Нет, говорит, он потом с битой выйдет и лобовое меняй потом»…
Хулиганство мы, конечно, не одобряем. Но видим, что в других городах водителям удается самим победить в других желание просигналить там, где это неуместно. Прежде всего – через социальное осуждение, регулярные напоминания о том, что создавать другим дискомфрт таким образом как минимум невоспитанно и этого не поймут.
Автор первого комментария продолжает: «Не сигналят люди. Улицы узкие. Максимум две полосы. С одной на другую перестраиваешься, поворотник включаешь, сразу пропускают. Культура вождения у людей другая совсем. Я спросил: почему не сигналят. «А зачем?» – говорит мой водитель. В то же время у нас по поводу и без повода все кому не лень сигналят».
В соответствии со статьей 127 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, бесцельная подача звукового сигнала влечет наложение штрафа в сумме одного минимального размера заработной платы. А если звуковой сигнал окажется специальным (например, сирена), а водитель не имеет на него разрешения – то штраф может составить до пяти минимальных размеров заработной платы с конфискацией этих устройств.
Можно ли победить привычку бесцельно сигналить в наших водителях? В нашем городе звуковой сигнал – это своего рода привычный способ быстрой коммуникации с другими участниками дорожного движения. Настолько привычный, что автоматически сигналит даже тот, кто сам устал от частоты применения данного метода вокруг.
Согласно Пункту №48 Правил дорожного движения: «Звуковые сигналы могут применяться в следующих случаях: вне населенных пунктов при обгоне, для предупреждения других водителей; в необходимых случаях — для предотвращения дорожно-транспортного происшествия». Почему же у нас они применяются по любому случаю? На самом деле, сформировалась очень опасная культура – сигналы настолько привычны, что мы порой, уставшие после непростого дня, просто игнорируем их как фоновый шум. А в это время вас вполне могут таким образом предупреждать о том, что у вас … спускает колесо, открылся багажник, на последнем болте повис номерной знак, упал груз, перестал работать стоп-сигнал.
Предлагаем водителям Ташкента ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ: сможете ли вы за весь день ни разу не просигналить без повода? При условии, что к выбору поводов вы отнесетесь серьезно и не будете сами по пути провоцировать аварийные ситуации, о которых придется предупреждать других звуком.
Проверьте себя, понаблюдайте за текущей дорожной ситуацией и предлагаем вам подключиться к обсуждению: важно ли решить эту проблему, и каким образом лучше всего это сделать.