ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о семнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
13 декабря 2018 года в городе Ташкенте начало работу семнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и центральных ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации. Об этом было объявлено в официальном веб-сайте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Нигматилла Йулдошев.
После утверждения повестки дня пленарного заседания сенаторы приступили к обсуждению рассматриваемых вопросов.
Парламентарии начали работу с рассмотрения вопроса о Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2019 год.
В ходе выступлений подчеркивалось, что главный финансовый документ страны на предстоящий год разработан на основе задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан, а также изменений, предусмотренных в Указе Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года “О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан”.
В 2019 году доходы Государственного бюджета прогнозируются в размере 102,6 трлн. сумов, что означает рост на 38% по сравнению с 2018 годом, а общая сумма расходов Государственного бюджета - 107,1 трлн. сумов или на 36,4% больше по сравнению с текущим годом.
При этом расходы Государственного бюджета на социальную сферу составят более 57,8 трлн. сумов или 54 % всех расходов (рост по отношению к 2018 году — 34,4 %). При этом расходы на образование увеличатся на 25,5% по сравнению с текущим годом и составят 28,4 трлн. сумов или 49 % всех расходов. Расходы на здравоохранение вырастут на 30,5% по отношению к 2018 году и составят 12,1 трлн. сумов или 11,3 % всех расходов. Расходы на социальные пособия, на материальную помощь малообеспеченным семьям и выплату компенсаций составят 5,2 трлн. сумов, что на 61,8 % больше, чем в 2018 году.
В рамках государственных программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на улучшение условий проживания в 478 населенных пунктах за счет всех источников финансирования будет направлено 6,3 трлн. сумов. Дефицит Государственного бюджета на 2019 год прогнозируется в размере 1,1 % к ВВП.
В соответствии с Концепцией совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан в 2019 году предусмотривается снижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов. Снижается также налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем введения для всех граждан единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. Кроме того, предусмотрена отмена страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда.
В Государственном бюджете на предстоящий год особое внимание уделено и вопросам совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы. В предстоящем году предложено повышать заработную плату, пенсии, социальные выплаты и стипендии каждые полгода в размере не ниже уровня инфляции предыдущего года. С 1 января 2019 года предусматривается определять размеры социальных пособий в абсолютной сумме.
В главном финансовом документе страны намечены конкретные мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения Государственного бюджета, дальнейшему развитию и укреплению межбюджетных отношений, повышению заинтересованности органов государственной власти на местах в расширении налогового потенциала территорий, консолидации финансовых потоков бюджетов различного уровня бюджетной системы. Реализация запланированных реформ обеспечит стабильность национальной экономики, успешное выполнение государством своих функций и последовательное развитие страны. По итогам обсуждения принято постановление Сената Олий Мажлиса о Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2019 год.
Сенаторы также рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год».
Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан».
Отмечалось, что Закон направлен на регулирование отношений в области заключения, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Узбекистан. Законом закрепляется статус международного договора в системе законодательства Узбекистана, понятийный аппарат, термины и формулировки в данной сфере приводятся в соответствие с общепризнанными международно-правовыми актами, а также четко регламентируется порядок заключения международных договоров.
Законом определяются способы выражения согласия Республики Узбекистан на обязательность международного договора: подписание международного договора, обмен нотами, письмами или иными документами, образующими международный документ, ратификация, утверждение, принятие международного договора, присоединение к международному договору.
Законом устанавливаются механизмы мониторинга за выполнением международных договоров, что предусматривает создание единой электронной базы данных с использованием современных ИКТ, направление государственными органами ежегодно до 31 декабря в Министерство иностранных дел информации о выполнении международных договоров, оценку эффективности состояния выполнения международных договоров, подготовки предложений по надлежащему обеспечению их выполнения.
Выступившие отметили, что Закон будет способствовать повышению эффективности работы государственных органов, усилению их ответственности и качества прорабатываемых ими документов, обеспечению контроля за надлежащим выполнением сторонами соглашений, а также принятию упреждающих мер для своевременного решения возникающих проблем, наращиванию и совершенствованию договорно-правовой базы международного сотрудничества в качестве одного из основных инструментов реализации внешней политики страны, заключению перспективных для республики двусторонних и многосторонних договоров, обеспечению приоритетности общепризнанных норм международного права. Закон одобрен сенаторами.
Сенаторы также рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об утверждении Консульского устава Республики Узбекистан». Консульский устав разработан с учетом опыта таких зарубежных стран, как ФРГ, Франция, Великобритания, США, Южная Корея, страны СНГ. В документе закрепляются основные задачи консульских учреждений по защите за границей интересов страны, прав и законных интересов граждан и юридических лиц Республики Узбекистан.
Документ расширяет функции консула по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в частности, по оказанию содействия гражданам в случае нахождения их на территории консульского округа без средств к существованию, реализации избирательных прав, утраты документа, удостоверяющего личность.
Определяются права, обязанности и ответственность консульского должностного лица, внедряются критерии оценки эффективности его деятельности, закрепляются функции консулов по предоставлению услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий: подача визовых анкет, заявлений на истребование документов, постановка на консульский учет и др. Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса».
Законом предусматривается перечень защищаемых лиц, устанавливается круг государственных органов, обеспечивающих их защиту. Согласно документу, органы внутренних дел, органы службы государственной безопасности, органы прокуратуры, суды являются органами, принимающими решение об обеспечении защиты. Вместе с тем, устанавливается, что органы внутренних дел, органы службы государственной безопасности, воинские части и вышестоящие командования воинских формирований Вооруженных Сил будут обеспечивать меры безопасности, а органы социальной защиты населения и иные органы, определяемые Кабинетом Министров, - обеспечивать меры социальной защиты.
Также отмечалось, что Законом предусматриваются такие виды мер безопасности, как обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, личная охрана, охрана жилища и иного имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты и технических средств, временное помещение в безопасное место, переселение на другое место жительства, изменение места работы или учебы, замена документов, ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице.
Более того, определяются права и обязанности защищаемых лиц по обеспечению личной и имущественной безопасности, применению мер социальной защиты, обращению с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, обжалованию решений и действий органов, обеспечивающих защиту в вышестоящий орган.
Вместе с тем, согласно Закону защищаемые обязаны выполнять законные требования органа, обеспечивающего их безопасность, незамедлительно информировать их о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении себя, беречь имущество, выданное для обеспечения безопасности, не разглашать сведения о принимаемых в отношении себя мерах безопасности. Закон одобрен сенаторами.
Далее предметом рассмотрения сенаторов стал Закон Республики Узбекистан «О семеноводстве».
Отмечалось, что Закон направлен на совершенствование механизма регулирования отношений в области семеноводства, создание благоприятных условий для экспорта семян, определение прав и обязанностей субъектов в области семеноводства.
В Законе определяются основные направления государственной политики в области семеноводства, предусматривающие создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры и сервисных служб, развитие научно-исследовательских работ и внедрение современных форм деятельности, создание эффективной системы размножения семян и обеспечения ими потребителей, регламентируются вопросы производства, заготовки, обработки, хранения, использования и реализации семян. Также определяется порядок ведения Реестра производителей семян.
Сенаторы отметили, что Закон будет способствовать дальнейшему совершенствованию механизма регулирования отношений в области семеноводства, созданию благоприятных условий для экспорта семян, определению категорий семян в соответствии с международными требованиями, прав и обязанностей субъектов в области семеноводства, улучшению качества семян. Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об установлении Дня работников органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан». Законом предусматривается установление 26 января Днем работников органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан.
Сенаторы отметили, что Закон об установлении Дня работников органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан позволит таможенным органам улучшить морально-нравственное и духовно-просветительское воспитание личного состава. Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об установлении Дня работников сферы геологии Республики Узбекистан». Законом первое воскресенье апреля устанавливается Днем работников сферы геологии Республики Узбекистан.
Выступавшие отметили, что Закон будет способствовать популяризации геологической отрасли республики среди молодежи, увеличению потенциального количества высококвалифицированных кадров, повышению эффективности геологоразведочных работ, стимулированию открытия новых месторождений полезных ископаемых, передаваемых в промышленное освоение, стимулированию труда геологов, внесших достойный вклад в дело развития минерально-сырьевой базы республики. Закон одобрен сенаторами.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование механизмов обеспечения общественного порядка».
Отмечалось, что Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Трудовой кодексы Республики Узбекистан, Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О рекламе».
Изменения и дополнения, вносимые в уголовное и административное законодательство, касаются конкретных мер по укреплению общественного порядка в стране и направлены на установление ответственности за занятие попрошайничеством, вовлечение в этот процесс несовершеннолетних и престарелых, лиц с психическими заболеваниями, инвалидностью. Изменения затронули и трудовое законодательство, упрощены некоторые положения, касающиеся порядка приема на работу и ответственности работодателя в данном процессе.
Отмечалось, что Закон будет способствовать предотвращению случаев попрошайничества с использованием младенцев и детей, несовершеннолетних лиц, лиц с инвалидностью и пожилых людей, защите моральных устоев общества, предотвращению чрезмерного потребления или злоупотребления энергетическими напитками, а также охране здоровья граждан, формированию здорового образа жизни среди населения.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности отдельных государственных органов». Документ предусматривает внесение изменений и дополнений в 17 законов и 6 кодексов Республики Узбекистан, которые направлены на дальнейшее обеспечение оптимальных условий для выполнения государственными органами поставленных перед ними задач, совершенствование механизма общественного контроля за их деятельностью.
Законом вносятся изменения в законы «О прокуратуре», «О государственной налоговой службе» и Жилищный кодекс, предусматривающие возможность финансирования и материально-технического обеспечения органов прокуратуры за счет средств внебюджетных фондов органов прокуратуры. Из числа основных задач органов государственной налоговой службы исключаются функции по обеспечению координации деятельности контролирующих органов по вопросам проверок деятельности хозяйствующих субъектов, недопущению дублирования и злоупотреблений при проведении этой работы.
Законом вводится порядок, согласно которому совершеннолетние физические лица, постоянно прописанные по адресу объекта жилья, несут солидарную ответственность по обязательствам по оплате оказанных услуг электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения (канализации).
Вносятся изменения в Закон «Об архивном деле», которые предусматривают исключение из числа полномочий Агентства «Узархив» функций по выдаче разрешения для отчуждения или перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом архивных документов, включенных в состав негосударственной части Национального архивного фонда.
Также вносятся изменения в некоторые законы, предусматривающие предоставление областным, районным и городским Кенгашам народных депутатов полномочий по заслушиванию соответственно информации начальников территориальных управлений юстиции и отделов юстиции районов (городов) и установление порядка заслушивания их информации.
Законом исключается норма, согласно которой органы юстиции оказывают правовую помощь хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении договорных обязательств, а также контролируют процесс исполнения хозяйственных договоров. Вводится порядок, в соответствии с которым Министерство юстиции осуществляет обязательную правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов после проведения иных видов экспертиз. На соответствующие органы юстиции возлагаются функции по правовой экспертизе проектов решений органов государственной власти на местах.
Законом в перечень документов, прилагаемых к проекту закона, вносимому в Законодательную палату, включается заключение Министерства юстиции Республики Узбекистан по итогам правовой экспертизы проекта закона.
Вносятся также изменения в некоторые законы, предусматривающие предоставление права министру иностранных дел по согласованию с Министерством финансов утверждать ежегодную сводную смету расходов и сметы расходов дипломатических и консульских учреждений Республики Узбекистан за рубежом.
В Закон «О конкуренции» вносятся изменения, предусматривающие исключение из полномочий антимонопольного органа принятия решений о наложении штрафа за нарушение законодательства о конкуренции и передачу функций по рассмотрению дел о нарушении законодательства о конкуренции от антимонопольного органа соответствующим судам.
Законы Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О парламентском контроле» дополняются нормой, предусматривающей введение порядка, в соответствии с которым Сенат Олий Мажлиса ежегодно заслушивает информацию министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций. Закон одобрен сенаторами.
Затем члены Сената рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов взимания государственной пошлины в судах».
Закон нацелен на совершенствование механизмов взимания государственной пошлины в судах и внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, предусматаривающих исключение 17 льгот по уплате госпошлины в суды из действующих 74 льгот, определение перечня лиц и органов, освобождаемых от уплаты госпошлины при обращении во вновь образованные административные суды, а также унификацию объектов взимания госпошлины для судов по гражданским делам и экономических судов.
Законом вводится порядок, согласно которому в отношении отдельной категории лиц в случае полного или частичного отказа в удовлетворении требований госпошлина в судах взыскивается с этих лиц пропорционально размеру требований, в удовлетворении которых отказано. Законом устанавливается, что в случае отказа в удовлетворении или частичном удовлетворении требований, заявленных освобожденными от уплаты государственной пошлины государственными органами и иными лицами в интересах юридических лиц и граждан, государственная пошлина взыскивается с лиц, в интересах которых заявлено требование, пропорционально той части заявленных требований, в удовлетворении которой отказано. Закон одобрен сенаторами.
Вслед за тем парламентарии рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов борьбы с экономическими преступлениями и финансированием распространения оружия массового уничтожения».
Закон разработан в целях дальнейшего совершенствования и приведения в соответствие законодательства международным стандартам в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Документом, исходя из Указа Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2018 года, в котором определены основные задачи и функции Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре, вносятся некоторые концептуальные, технические и уточняющие изменения и дополнения в 19 законов и 5 кодексов Республики Узбекистан.
Также вносятся изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и Уголовный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающие усиление ответственности за незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей.
Подчеркивалось, что Закон будет способствовать дальнейшему повышению эффективности профилактических мер в сфере противодействия экономическим преступлениям и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизма эффективного использования посевных площадей в сельском хозяйстве». Отмечалось, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 октября 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию системы защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, эффективного использования посевных площадей сельского хозяйства» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 октября 2017 года «Об организационных мерах по дальнейшему развитию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель» Законом вносятся изменения в законы Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан», «О фермерском хозяйстве», «О дехканском хозяйстве», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», Земельный и Налоговый кодексы Республики Узбекистан.
Сенаторы отметили, что данный Закон будет способствовать повышению личной заинтересованности и ответственности руководителей фермерских и дехканских хозяйств в эффективном использовании посевных площадей, установлении на правовой основе действенной системы общественного контроля. Закон одобрен сенаторами.
Затем сенаторы рассмотрели и одобрили законы Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 года)», «О присоединении Республики Узбекистан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 года)», «О присоединении Республики Узбекистан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 года)», «О ратификации Договора о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан (Ташкент, 17 августа 2018 года)», «О ратификации Соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества (Душанбе, 28 августа 2008 года)».
Далее сенаторы заслушали информацию председателя Парламентской комиссии по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан о деятельности комиссии.
Отмечалось, что сегодня в Узбекистане особое внимание уделяется имплементации международных норм и стандартов в национальное законодательство и практику, обеспечению посредством этого гарантий конституционных трудовых прав граждан.
На основании постановления Сената Олий Мажлиса от 4 октября 2017 года действует Парламентская комиссия по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, а в регионах - территориальные комиссии. За прошедший период Парламентской комиссией проведена целенаправленная работа, изучено состояние исполнения 29 конвенции “О принудительном труде” и 105 конвенции Международной организации труда “Об упразднении принудительного труда”, ратифицированных Узбекистаном. В целях обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, своевременного выявления и искоренения всех форм принудительного труда в государственных органах внедрены современные механизмы обратной связи.
Парламентской комиссией совместно с территориальными комиссиями, Федерацией профсоюзов, Координационным советом по вопросам детского и принудительного труда подготовлено более 8 тысяч пособий, отразивших данные о 14 конвенциях МОТ, ратифицированных Узбекистаном. Было организовано более 100 семинаров, различных мероприятий, дней открытых дверей, направленных на повышение правовых знаний населения, в том числе представителей социальной сферы, руководителей предприятий, организаций и фермерских хозяйств. Ими охвачено более 12 тысяч участников. Отмечалось, что зарубежными экспертами положительно оценивается работа, проводимая в Узбекистане по искоренению принудительного труда. При этом обращено внимание на необходимость повышения эффективности парламентского и общественного контроля по недопущению любых видов принудительного труда. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
На этом первый день работы семнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.